В этом году Украина приближается к печальному юбилею — 100-летие отмены свободного обращения сельхоз земель. 26 октября 1917 года был принят первый нормативный акт — так называемый «Декрет о земле»

Истории земельного вопроса

За все годы независимости Украины не было ни одного даже краткосрочного периода, когда бы была возможность свободно обращаться с покупкой/продажей плодородной землей. Впервые после 1917 года право частной собственности на землю номинально было признано в 1992 году Законом Украины от 30.01.1992 г.. N 2073-XII «О формах собственности на землю», который однако не имел заметного практического применения.

Законом Украины от 13.03.1992 г.. N2196-XII Земельный Кодекс Украины был изложен в новой редакции, которая предусматривала право частной собственности на землю для ограниченного круга целей:

  • для ведения фермерского хозяйства,
  • личного подсобного хозяйства,
  • для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий,
  • для садоводства, для дачного и гаражного строительства.

Наибольшие объемы земель (до 100 га) предполагалось передавать в собственность фермерским хозяйствам. Однако параллельно с принятием новой редакции ЗКУ были приняты нормативные документы, которые по сути превратили все эти начинания на чисто декларативные.

Так, согласно новой редакции Закона Украины от 22.06.1993 г.. No 3312-XII «О крестьянском фермерском хозяйстве» возможность получения права собственности на землю была ограничена условиями по обязательному предыдущему владению участком в течении 6 лет, а также о запрете отчуждения фермерского участка в течение 6 лет.

Кроме того, был введен конкурсный отсев кандидатов в фермеры за формализованными признакам, все вместе превратило выделение земли для ведения фермерского хозяйства в коррумпированную, сложную и малодоступную процедуру.

Указами Президента от 10.11.1994 г.. N 666/94 и от 08.08.1995 г.. N 720/95 была внедрена процедура дележки земли, которая в течение 1994-2001 годов имела полулегальный характер, так как по сути противоречила нормам Земельного кодекса, которые действовали в тот период.

Первым принятым Верховной Радой законом, касающийся земельных паев, был Закон Украины от 18.01.2001 г.. N 2242-III «О соглашениях об отчуждении земельной доли (пая)», который ввел полный мораторий на продажу паев с даты его принятия.

Одновременно с принятием нового Земельного кодекса Украины в 2001 году был введен запрет на продажу земель фермерского, товарного сельскохозяйственного назначения, а также земельных паев. Сначала такой запрет был «временно» установлен ​​до 01.01.2005 г.., Но в дальнейшем срок действия запрета продолжался почти ежегодно (восемь раз: в 2004, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012, 2015 и 2016 годах) до 01.01.2018 г. . С принятием Закона Украины от 19.12.2006 г..

N 490-V «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов» запрет не только не была отменен, но наоборот — приобрел всеобъемлющий характер. Стало невозможным отчуждать земли личного крестьянского хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства и другого товарного сельскохозяйственного производства, а также приравнены к продаже (то есть запрещено) было даже изменение целевого назначения земель. Указанный запрет и стал называться «мораторием на покупку и продажу земель сельскохозяйственного назначения». Итак, введенный еще в 2001 году как временная мера мораторий начал действовать в течении последующих шестнадцати лет. Последняя редакция законодательной нормы о продлении действия моратория установила новую дату его окончания — 01.01.2018 г.. И предусмотрела очередной долг и очередную дату для Кабинета министров Украины — до 01.07.2017 г. Разработать и вынести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона Украины об обороте земель сельхозназначения. На данный момент проект указанного закона опубликован на сайте Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Мораторий на продажу земли и излишняя политизированность

Всего под мораторий подпадают примерно 41 млн. га, что составляет 96% всех сельскохозяйственных земель в Украине. Количество землевладельцев, которых касается мораторий составляет 6 900 000 граждан, а это — 16,2% постоянного населения Украины. Законодательство позволяет владельцам сдавать участки (паи) в аренду, обменивать на другой земельный участок, а также оставлять потомкам по наследству. В то же время им запрещается продавать свои участки, изменять их целевое назначение, вносить права на землю в уставные капиталы хозяйственных обществ (не путать с правом пользования этим земельным участком) и передавать в залог. Такие ограничения нарушают конституционные права землевладельцев (а именно: статьи 14, 21, 22 и 41 Конституции Украины) и не позволяют им распоряжаться собственностью по своему усмотрению.

Каждый новый Президент Украины заявлял о приоритетности введения свободного рынка земель в Украине — и каждый терпел неудачу на этом пути. Обсуждение в парламенте различных законопроектов относительно обращения или рынка земли показывает полную неготовность к этому депутатов. То есть то, что было абсолютно нормальным в Украине сто лет назад, и то, что с давних времен является нормальным во всем цивилизованном мире — для них является проблемным.

Даже те законопроекты, которые предусматривают минимальные изменения законодательства по этому вопросу, подвергаются демагогической критике за якобы излишнюю либеральность. Почему наши народные избранники, которые так выступают за защиту крестьян от нищеты, не обращают внимание на то, что большая часть граждан Украины — владельцев земель сельскохозяйственного назначения являются лицами пожилого возраста, которые не будут обрабатывать землю независимо от желания депутатов, срок действия многих договоров аренды значительной части таких земель закончился, и многие земли обрабатываются вообще без договоров, поскольку наследники умерших не желают тратить время, силы и деньги на сложную процедуру принятия наследства и регистрации изменений в договоры аренды ради перспективы получать несколько сот гривен в год арендной платы. При этом крестьянин или его наследник не в состоянии ни защитить свою собственность, ни передать ее тому, кто способен ее защитить.

Представление в конституционном суде по вопросу о моратории продажи земли в Украине

Освидетельствованию на очевидную заполитизированности вопроса в ВРУ и очевидное нежелание депутатов принять решение об отмене моратория в ближайшем будущем, группа народных депутатов 17.02.2017 г.. Зарегистрировала в Конституционном Суде Украины Представление о признании неконституционным моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. В указанном представлении приведены несколько обоснований того, что мораторий противоречит Конституции Украины:

  1. У граждан Украины не спрашивали, действительно ли защищает их интересы мораторий. Невзирая на «Благие намерения», мораторий вводился, только узкой частью украинского народа (депутатами). Украинский народ, который признан в Конституции как собственник земли в Украине, «концептуально не имеет возможности для реализации этого права как через свое волеизъявление на референдуме, так и через органы государственной власти и местного самоуправления» и не имеет возможности ни распоряжаться объектом собственности, ни выразить свое отношение к запретам в форме непосредственной демократии, как это предусмотрено Конституцией. «Установление любых, даже временных ограничений противоречит суверенному статусу украинского народа о своих правах».
  2. Нарушаются конституционные гарантии собственности. Согласно ч. 2 ст. 14 и ч. 1 ст. 41 Конституции Украина право собственности на землю гарантировано государством. А ч. 4 ст. 13 Конституции Украины провозглашен принцип обеспечения защиты государством прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, а также принцип равенства субъектов права собственности перед законом. Зато в связи с мораторием объем прав владельцев сельскохозяйственных земель значительно меньше по сравнению с правами владельцев других земельных участков.
  3. Земельный мораторий нарушает Конституционные права на запрещенную законом предпринимательскую деятельность и достаточный жизненный уровень. Согласно ч. 1 ст. 42 Конституции Украины каждый имеет право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. Мораторий «фактически препятствует реализации конституционных принципов свободного предпринимательства как необходимого условия для обеспечения благосостояния собственным трудом для юридических и физических лиц». Особый статус сельскохозяйственных земель уже получил свое отражение в целом ряде норм земельного и аграрного законодательства.

Так, установлены определенные ограничения относительно круга лиц, которые могут приобретать права на такие земли, и об условиях их использования. Мораторий ввел еще дополнительные ограничения, которые фактически сводят на нет возможность ведения нормальной предпринимательской деятельности на сельскохозяйственных землях.

  1. Мораторий нарушает конституционные принципы равенства граждан перед законом и верховенства права.

 

ВЫВОДЫ

Пока неизвестно, приведет ли вышеупомянутое Представление к реальным результатам, ведь его рассмотрение в Конституционном Суде может занять некоторое время, очевидно не менее несколько месяцев. Считаем, что обоснование, использованные авторами Представления, являются разумными и основанными на законе. Хотим мы или нет, но земля является товаром. Также очевидным является тот факт, что только обработка значительного массива земель может обеспечить низкую себестоимость выращивания сельскохозяйственной продукции на таких землях.

Мир изменился. Время плугов, запряженных волами, прошло. Один трактор «Джон Дир» может за сезон обработать до 3000 га земли. Разумеется, и стоимость качественного трактора или комбайна является значительной. Будет ли приобретение такого агрегата окупаемым на угодьях площадью 100 га? Вопрос риторический. Будет ориентирован на прибыль предприниматель, 80% земельного портфеля которого находится в краткосрочной аренде, вкладывать средства в улучшение качества почв? Такой же риторический вопрос.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here