На сколько выгодно перевозить зерно сейчас?
4.3 (86.67%) 6 votes

Для перевозки урожая на дальние расстояния, (например в порт) без современного большегрузного автотранспорта обойтись сложно. Особенно с учетом постоянного дефицита вагонов-зерновозов. Другое дело, если речь идет о вывозе собранного зерна с поля к хранилищу. Здесь агропроизводители выкручиваются, как могут, используя широкий арсенал техники – от тех же большегрузных автомобилей известных производителей до стареньких а/м «ЗИЛ» и «ГАЗ». В этом плане интересно рассмотреть вопрос об экономической целесообразности зерноперевозок на небольшие и средние расстояния с помощью современных тракторов. Тем более, что большинство фермеров в странах Евросоюза перевозят зерно именно таким образом.

Суть проблемы состоит в том, что в  горячую пору сбора урожая во многих хозяйствах возникают проблемы с транспортом для его перевозки. На рынке можно найти много предложений отличных современных автомобилей-зерновозов, однако их стоимость зачастую непосильна для аграриев. Да и целесообразность такой инвестиции нередко сомнительна, ведь нужно уплатить от 50 до 100 тысяч евро за столь узкоспециализированную единицу техники. А их понадобится, как минимум, три-четыре. Кроме того, автомобили-зерновозы, которые способны одинаково хорошо ездить и по шоссе, и по полевым дорогам, обычно стоят дороже. Ну и следует учесть – в поле осенью часто бывают такие условия, что любой автомобиль отдыхает.

Некоторые аграрии пытаются решить вопрос с помощью небольших самосвалов и бортовых грузовиков, оставшихся еще с советских времен, однако здесь тоже есть свои сложности. Первая – на эту технику нельзя положиться, поскольку она часто выходит из строя. Вторая – много зерна на ней не увезешь. И, наконец, третья – банальная нехватка водителей.

Но существуют и другие варианты. Да, большинство аграриев напрочь отвергают саму идею использования машин, приобретенных специально для работы в поле, в качестве «гужевого транспорта». Мол, не для того за них платили такие деньжищи, чтобы гонять по дорогам. С другой стороны, существует немало хозяйств, где транспортировка урожая тракторами с прицепами – обычное дело, имеющее свои экономические обоснования.

С прицепом покатит?



Начнем с того, что большинство моделей современных тракторов оснащено независимой подвеской или же имеет подрессоренную кабину. Это позволяет обеспечить высокий комфорт работы оператора, а также снижает нагрузку на машину. В том числе, и во время передвижения по шоссейным дорогам, на которых стальные труженики полей уверенно развивают скорость до 40 км/час и выше. Кроме того, современные трактора могут оснащаться специальными опционными режимами, которые обеспечивают экономию топлива во время выполнения задач, не требующих особых усилий, например, той же транспортировки прицепов. То есть, с технической точки зрения препятствий для подобного подхода не существует.

На первый взгляд, столь же оптимистической видится и экономическая картина вопроса. Во-первых, отпадает потребность в приобретении дополнительной техники для перевозки зерна – можно обойтись уже имеющейся техникой, то есть тракторами, на которых будут работать штатные механизаторы. Во-вторых, не нужно будет арендовать автомобили для вывоза зерна с поля.

Полоса препятствий.




Все бы хорошо, однако здесь можно привести ряд существенных возражений. Во-первых, как правило, у рачительного агропроизводителя трактора не гуляют, тем более, во время уборки урожая. Ведь сразу же за ней обычно следует лущение стерни, глубокое рыхление почвы, пахота и посев озимых – в такой ситуации с тракторами и без перевозки зерна серьезная «напряженка». Во-вторых, современный трактор – машина, техническое обслуживание которой стоит недешево. Компании-дилеру все равно: пахали этим трактором или возили прицепы с зерном. Так, 250 моточасов наездил? Значит, нужно провести ТО с соответствующими затратами. На протяжении двух-трех недель можно «накатать» серьезные деньги, при этом существенно увеличив наработку машины.

Есть и другие моменты, на которые следует обратить внимание. Действительно, большинство фермеров в странах Евросоюза перевозят зерно именно на тракторах с прицепами. Однако площадь их угодий и расстояния, которые они должны преодолевать до зернохранилищ в разы и десятки раз отличаются от украинских реалий. Кроме того, насыщенность тракторами там существенно повыше, а задачи – попроще.

Западный фермер вполне себе может позволить собрать урожай, сразу же провести дискование и спокойно перевезти урожай к элеватору. У нас с этим значительно труднее: уборка урожая чаще всего представляет собой процесс, в котором важна каждая минута. А о том, чтобы гонять трактора к зернохранилищу, расположенному в соседнем районе или даже области, не может быть и речи. Кроме того, следует принимать во внимание и то, что трактор все равно будет уступать по ходовым качествам автомобилю на шоссе или даже на полевой дороге. Трудно себе
представить, чтобы оператор на тракторе с двумя прицепами гнал на скорости 50 км/час. Ничего хорошего из такой спешки не будет. В аналогичных условиях автомобиль-зерновоз способен уверенно передвигаться и со вдвое большей скоростью.

Трактор не лишний, трактор – запасной.




Тем не менее, этот вариант не стоит сбрасывать со счетов. Нас неоднократно приходилось разговаривать с аграриями, которые обрабатывают по 3, 5 или даже 10 тысяч га, частично используя трактора для транспортировки зерна с поля. Причем, таких известных брендов как John Deere или New Holland. Пожалуй, здесь ключевое слово «частично». Сильные, хорошо оснащенные техникой хозяйства могут себе позволить выделять свободные трактора для перевозки зерна. А если нужно, то могут обойтись собственным парком зерновозов или арендовать несколько автомобилей-зерновозов. Кроме того, в хозяйствах для этой цели могут выделять трактора, мощностью 100-110 л.с., которые обычно используют для работы с прицепными опрыскивателями и пресс-подборщиками. Как раз осенью они обычно не заняты.

Учитывая, что хозяйство площадью 3-4 тысячи га может иметь пять-шесть таких машин, вполне логично, что они с успехом могут перевозить урожай, смело заезжая в поле в любых условиях. Разумеется, экономия топлива здесь тоже будет присутствовать. А с точки зрения комплексной экономической целесообразности, это как раз тот случай, когда нужно все подсчитать особенно взвешенно – и принять решение, оправданное с учетом производственного цикла конкретной компании. В принципе, при покупке новых тракторов разумно учитывать их транспортные возможности в качестве вспомогательного или запасного варианта зерноперевозок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here