Rate this post
  1. «Аналоги» и возможные последствия
  2. Запчасти: в чем большая разница
  3. Успеть вовремя

Хорошая сельхозтехника всегда будет стоить дорого. Причем ее дороговизна отнюдь не заканчивается после приобретения – в ходе эксплуатации приходится постоянно тратить деньги на сервисное обслуживание, ремонт и приобретение запасных частей и смазочных материалов. В том случае, если речь идет о машинах и агрегатах  зарубежного производства, все это приходится оплачивать в пересчете на доллары и евро. Именно поэтому в последнее время особенно остро стоит вопрос финансовой
оптимизации обслуживания техники.

«Аналоги» и возможные последствия

В большинстве хозяйств эту проблему решают просто, приобретая так называемые аналоги комплектующих и проводя их установку своими силами или с привлечением полуофициальных дилерских компаний. Расчет здесь понятен: зачем платить за фильтр 50 у.е., если можно установить «фактически такой же», отдав за него
всего 15-20 у.е. Столь же уверенно решается и вопрос с маслами, рабочими органами почвообрабатывающих агрегатов, а порой даже и с такими ключевыми комплектующими как редукторы или насосы. Работает? Работает! Вот и хорошо, а там видно будет. Руководители хозяйств, как правило, одобрительно воспринимают подобные подходы к обслуживанию машин и агрегатов, поскольку именно они платят деньги за запасные части, а потому всегда рады тому, чтобы сэкономить энную сумму денег.

Нельзя назвать такой подход целиком неправильным, поскольку в отдельных случаях он себя вполне оправдывает. Да, бывает, что рабочий диск к бороне стоимостью 1 доллар обеспечивает вполне приличное качество и живучесть по сравнению с
аналогичным изделием западного производства, стоимостью от 10 у.е. Да, то же самое можно сказать и о форсунках, о неизвестно где произведенных маслах, и о наштампованных миллионами на китайском заводе фильтрах. Они вполне могут вписаться в «организм» произведенного в 90-х годах прошлого века добротного
трактора или комбайна, и обеспечить реальную экономию для хозяйства.
Однако ключевое слово здесь «могут», и, в любом случае, этот подход не имеет ни малейшего права на существование, если речь идет о новых и почти новых машинах и агрегатах.

Для примера возьмем обычные топливные и масляные фильтры, которые положено заменять в зависимости от вида техники и нагрузки не реже, чем 3-4 раза в год (периодичность замен – отдельный вопрос, к которому мы обратимся чуть позже).
Как известно, большая часть зарубежных производителей сельхозтехники
самостоятельно такие комплектующие не изготовляют, а заказывают их у специализированных предприятий, размещенных, как правило, в странах
Юго-Восточной Азии, в основном в Китае. Это целесообразно с экономической точки зрения: куда разумнее обеспечить качественный выпуск запасных частей на конкретном заводе за рубежом, нежели строить специализированное предприятие и содержать соответствующий штат специалистов в Германии или Франции.

Если производитель тракторов или комбайнов заказывает партию фильтров с определенными характеристиками, то его эксперты контролируют каждый этап производства, не допуская использования некачественных материалов или присутствия остатков промышленной пыли. Логика здесь проста – наша техника рассчитана на работу с использованием конкретных видов масел и смазок, фильтров
с определенными характеристиками и  т.д. В случае нарушения этих условий надежность тракторов может оказаться под вопросом и это больно ударит по репутации производителя.

С другой стороны, выпустив партию фирменных фильтров для конкретного заказчика, заводу ничего не мешает изготовить еще одну партию аналогичной продукции. Но это отнюдь не значит, что они имеют аналогичное качество! Ведь главная задача в данном
случае – дешевизна. Это означает, что «такой же», но в несколько раз более дешевый фильтр может не защитить двигатель от банальной сажи. Или же от металлических частичек, которые обычно наличествуют в топливе. А еще есть органика, которая засоряет форсунки, есть обычная вода, проникновение которой в топливную систему
способно привести к повышенному расходу горючего и дальнейшему выходу двигателя из строя.

Поработав год-полтора в режиме подобной «экономии», новенький трактор или комбайн способен надолго выйти из строя, а ремонт двигателя в этом случае обойдется в такие деньги, которых бы хватило, чтобы покупать оригинальные комплектующие на протяжении всего срока эксплуатации машины. Вывод: если у вас в хозяйстве эксплуатируется новая техника, на которую вы возлагаете большие надежды, лучше не рисковать и использовать оригинальные запчасти.

Запчасти: в чем большая разница

А теперь поговорим о том, как их приобрести дешевле. Однако поначалу упомянем о традиционной организационной проблеме, из-за которой каждый сезон аграрии вынуждены переплачивать ощутимые суммы. Нередко ведь как обстоит дело: собрали
урожай, провели осенний комплекс работ – и загнали технику по ангарам. Теперь можно перевести дыхание – времени предостаточно…

Во второй половине февраля люди, наконец, просыпаются и понимают, что им необходимо срочно заказать и привезти из-за границы пару контейнеров комплектующих на добрую сотню позиций. Начинается спешка и кавардак: в Германию, Китай, Францию, а то и США, летят срочные заказы от дилеров, все нервничают, особенно изготовители, которые неусыпно в три смены выпускают и отгружают комплектующие. В срочном порядке они попадают, наконец, к дилеру и начинается еще одна нервотрепка: очередность установки комплектующих – желающих ведь много… За все это удовольствие, разумеется, еще нужно и доплачивать, ведь все издержки, вызванные срочностью заказа и производитель, и дилер переложит на покупателя. Кроме того, именно в период конца зимы-начале весны стоимость запасных частей является самой высокой.

Отмотаем время назад – месяца на три-четыре. Выспавшиеся, работающие по половине смены рабочие и менеджеры на немецких заводах с нетерпением ждут, когда им пришлют хоть какую-нибудь работенку. Времени хоть отбавляй, а цены на запчасти, как правило, ниже на 10-15%. Короче говоря, заказывайте комплектующие в октябре и ноябре, спокойно, без нервотрепки и со скидками устанавливайте их в декабре на сервисе – и все будет хорошо.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание – возможность заказа комплектующих напрямую – с завода-изготовителя. При всем уважении к компаниям-посредникам, накрутки в этом вопросе порой достигают 300%. В прошлом году разговаривал с руководителем хозяйства, который показал мне купленный непосредственно в Германии за 23 тысячи долларов редуктор для трактора. Дилер, у которого он купил в свое время трактор, за эту же деталь просил… 60 тысяч. Комментарии излишни – всегда можно найти более выгодный вариант.

Успеть вовремя

Мы плавно подходим к еще одному ключевому фактору снижения эксплуатационной стоимости сельхозтехники. Когда-то общался с представителем одного известного производителя тракторов и комбайнов. На мой шаблонный вопрос в стиле «что бы вы
посоветовали аграриям, которые работают с вашей техникой» человек ответил максимально откровенно: соблюдайте инструкции. Если написано, что ТО необходимо проходить через каждые 250 моточасов, то следуйте этой рекомендации, а не тяните до последнего. Я могу подтвердить сказанное недавним примером: пришлось увидеть во что превратились двигатели трех новеньких 360-сильных тракторов, собственники которых не утруждали себя прохождением технического обслуживания в рекомендованные производителем сроки.

Люди не использовав и 20% моторесурса машин, «влетели» в сумме в примерно 50 тысяч евро, и далеко не факт, что отремонтированные трактора смогут нормально работать в дальнейшем. Но это, так сказать, прямые потери, вызванные несвоевременным сервисным обслуживанием техники. А есть еще непрямые: кто подсчитает, во сколько обойдется задержка с  весенней посевной пусть даже в три-четыре дня, когда дорог каждый час и нужно успеть посеять во влажную землю. А если встанет в поле комбайн в разгар уборки ранних зерновых? Пару дней – и уже можно ничего не собирать…

Да, перечисленные выше рекомендованные процедуры не всегда удается произвести вовремя в силу объективных причин, однако существуют простые рецепты, позволяющие наладить этот нехитрый организационный механизм. Во-первых, следует определить четкие сроки закупки запасных частей и прохождения ТО, назначив
ответственного человека, заработная плата которого будет во многом зависеть от выполнения поставленной таким образом задачи.

Во-вторых, следует потребовать от дилера постоянного контроля за сроками обслуживания машин и агрегатов конкретно в вашем хозяйстве и назначения ответственного лица, которое раз в две недели будет интересоваться состоянием техники, потребностью в комплектующих и приближением срока регулярного ТО. В этом случае уход за техникой будет отнимать в разы меньше денег, времени и нервов, а последнее в сельском хозяйстве – ресурс воистину бесценный.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here